Счетчик HotLog

На главнуюЧто я делаю...Программы автора и не только...Творчество
Статьи автораКнига отзывов и предложенийОбо мне, любимомФотоальбом

 
 

Как писать программы

Как обычно, создание программы, весь процесс, делится на несколько этапов. 

Первый из них - это проблема. Проблема не в самом прямом смысле этого слова, просто иногда возникает необходимость произвести какие-то действия, а для этого нет инструмента или существующий не удовлетворяет по каким-то причинам. На этом этапе рождается ответ на вопрос "Зачем?"

Дальше уже обмозговывается решение проблемы - второй этап. Выделяются требования к программе, продумывается интерфейс и средства. Примерно. Получаем ответ на вопрос "Что?"

Третий этап - самый большой (по времени). Здесь продумывается (иногда даже расписывается) алгоритм, вчерновую набрасываются участки кода программы (они редко в конечном итоге выглядят так же, как первоначально задумывались). Непосредственно пишется программа. Заполняется форма (накладываются все нужные объекты), потом уже пишется исполняемый код. Еще в процессе написания не будет лишним проводить проверочные прогоны программы, чтобы освободить себя от написания  в корне неверного кода, то есть желательно писать программу так, чтобы она всегда была работоспособной (по крайней мере стараться) - писать пустые процедуры и функции, участки кода, которые позже заполнятся. Иными словами - писать программу блоками, а не целиком, и проверять ее по мере готовности каждого из блоков. Например, если программа работает с каким-то файлом, и вы написали процедуру открытия файла, нелишне будет проверить, открывает ли программа нужный файл до того, как начнете писать процедуру обработки файла, а не после. Тем более еще на этапе набора можно найти какие-нибудь ошибки, как мелкие, так и крупные. Здесь получаем ответ на последний вопрос "Как?"

Тестирование - очень важный этап, которым многие пренебрегают, и совершенно напрасно. Программа написана и работоспособна, казалось бы, зачем еще и тестировать ее? Я раньше тоже не особо занимал себя тестированием, за что и поплатился несколько раз, когда программа вдруг ни с того, ни с сего "умирала" в самый неподходящий момент. Лучший вариант - отдать продукт постороннему человеку, не участвовавшему в процессе программирования, который объективно потом расскажет вам о сильных и слабых сторонах программы, ее удобстве или наоборот, ткнет пальцем в мелкие баги или покажет случаи отказа программы. При самостоятельном тестировании важно проверить программу на защиту "от дурака" - хорошо и грамотно написанная программа должна работать всегда, чем бы ее ни загружали, или выдавать пользователю сообщение о невозможности выполнения заложенной задачи (об этом должен позаботиться программист, так как предупреждения ОС далеко не так изящны). Простейший пример: пользователь вводит в поле ввода чисел буквы, и программа разражается праведным гневом за столь гнусный подвох. Выход: заложить еще на этапе приема информации процедуру отсеивания "лишних" символов или перед выполнением операций над числом проверить, является ли введенная информация числом и, в ином случае, корректно предложить пользователю попытаться еще раз ввести данные. Вариантов множество. Поэтому десятком контрольных прогонов вряд ли удастся отделаться.

Эти рекомендации получены мною не из книг и учебников, а составлены самостоятельно за время практического программирования. У меня нет педагогического образования, поэтому не стоит считать написанное выше правилами, скорее рекомендациями, не полными, но вполне рабочими.

Я пишу программу на Delphi и Turbo Pascal, но приведенные выше рекомендации являются общими для всех языков программирования.

 
     
       
© 2004 Минич Д.В. // При использовании материалов ссылка обязательна
Hosted by uCoz